от монтера пути до топ-менеджера

Цифровизация транспорта изменит многие бизнес- и технологические процессы в железнодорожной отрасли. Значит, развивать цифровые компетенции нужно будет у большинства сотрудников ОАО «РЖД».
Роли
«Мы создаем условия для развития цифровых компетенций у людей, которые будут способны создавать передовые технологии. Цель появления такого рода компетенций – сделать работу сотрудников РЖД более эффективной, безопасной, экологичной и интересной».
1.   Управленцы. Это люди, которые определяют общий вектор движения в рамках цифровой трансформации, ставят задачи по разработке и совершенствованию конкретных продуктов и технических решений применительно к тому или иному процессу.

2.   Разработчики.Именно они отвечают за разработку новых цифровых технологий и их внедрение в рабочие процессы железнодорожников.

3.   Специалисты и аналитики. Они конечные пользователи результатов цифровой трансформации. Именно им предстоит иметь дело с новыми цифровыми продуктами на своем рабочем посту.
Компетенции
Набор компетенций, которыми должен обладать тот или иной сотрудник в зависимости от своей роли, традиционно делится на две большие группы: софт-скиллз и хард-скиллз.
Софт-скиллз, или личностные навыки:
·     критическое мышление;
·     тайм-менеджмент;
·     умение выстраивать коммуникации;
·     способность учиться, оперативно адаптироваться к новым условиям и др.

Хард-скиллз, или профессиональные навыки:
·     программирование;
·     работа с оборудованием;
знание ПО и др.
Андрей Фионов
ведущий исследователь группы прототипирования лаборатории искусственного интеллекта ОЦРВ, кандидат экономических наук

«Очевидно, что при подготовке «разработчиков» основное внимание будет уделяться именно второй группе навыков. В нашем центре мы активно работаем по всем ключевым направлениям, из которых и складывается цифровая трансформация: виртуальная и дополненная реальность, блокчейн, машинное зрение, системы искусственного интеллекта, bigdata. Набор навыков для каждого из них отличается, у нас накоплен достаточно богатый опыт, в том числе образовательный, чтобы развивать у специалистов РЖД все необходимые компетенции и готовить из них высококлассных разработчиков».
Для «управленцев» на первый план выходит развитие личностных компетенций, но при их подготовке будет уделяться внимание и хард-скиллз: чтобы ставить задачи, они должны будут в целом понимать, как работает та или иная технология и какой результат можно будет получить от ее внедрения.

Подготовка «специалистов» подразумевает сбалансированный подход. Им предстоит развить и личностные, и профессиональные компетенции применительно к технологии, с которой они сталкиваются каждый день на своем рабочем месте.
Рабочий 2.0
Еще совсем недавно процесс цифровой трансформации ассоциировался исключительно с представителями IT-индустрии. Позже к ним добавились «офисные профессии». Теперь приходит очередь и работников массовых профессий.

«Например, сейчас мы в рамках платформы операторов линейной инфраструктуры разрабатываем мобильное приложение для осмотрщиков вагонов, – говорит Андрей Фионов. – В нем работник сможет отмечать выявленные неисправности, прикреплять фотографии». Вся эта информация будет оперативно поступать в ПТО для принятия соответствующих управленческих решений. Кроме этого, в приложение будет встроена база знаний по всем возможным видам неисправностей, так что у «специалиста» всегда будет под рукой персональный консультант и советчик, который поможет в спорных ситуациях.

Осмотрщик вагонов в этом случае выступает в качестве «специалиста», а начальник ПТО сможет примерить на себя еще и роль «управленца». Он на своем линейном уровне будет формулировать задачи по усовершенствованию приложения, которые будут аккумулироваться на уровне руководства всего вагонного хозяйства и передаваться разработчикам.

Подобные проекты со временем будут реализованы во всех хозяйствах РЖД, поэтому развивать цифровые компетенции (как минимум в части навыка пользования соответствующим мобильных приложением) нужно будет практически у всех сотрудников холдинга.

Центр цифровых компетенций РЖД начнет свою работу в первом квартале 2022 года, до конца года планируется подготовить 500 специалистов для отрасли. На первом этапе упор будет делаться на разработчиков и управленцев.
Андрей Фионов
ведущий исследователь группы прототипирования лаборатории искусственного интеллекта ОЦРВ, кандидат экономических наук

«Мы создаем условия для развития цифровых компетенций у людей, которые будут способны создавать передовые технологии. Цель появления такого рода компетенций – сделать работу сотрудников РЖД более эффективной, безопасной, экологичной и интересной».