в ногу со временем

Классическая модель образования всегда немного отстает от реальной жизни. А в наше время стремительных преобразований этот разрыв только увеличивается, потому трансформация необходима и для образовательной среды
Навстречу вызовам
Прогресс трансформирует старые технологические и бизнес-процессы, запуская новые. Требуется определенное время, чтобы образовательное сообщество осознало, какие нужно развивать компетенции, чтобы соответствовать этим изменениям. Причем, согласно классической модели, которой придерживаются вузы и техникумы, вначале необходимо разработать и утвердить новые учебные программы, а потом запустить цикл подготовки специалиста. В итоге к моменту завершения обучения первого потока студентов образовательный курс вполне может утратить актуальность или как минимум нуждаться в серьезной корректировке.

Именно поэтому крупный бизнес во всем мире активно развивает собственные образовательные платформы в том или ином виде. Самые яркие примеры последних лет – корпоративные университеты РЖД, «Сбера», «Яндекса» и др. Образование инновационного научно-технологического центра «Сириус» в некотором роде также стало ответом на вызовы времени.
Непосредственное участие в подготовке кадров для собственных нужд становится залогом выживания в острой конкурентной борьбе на всех рынках, тем более в высокотехнологичных отраслях.
Инновационный научно-технологический центр «Сириус»
Инновационный научно-технологический центр «Сириус»
Инновационный научно-технологический центр «Сириус»
Корпоративный университет ОАО «РЖД
Корпоративный университет ОАО «РЖД
Left
Right
В России РЖД на сегодняшний день обладает, пожалуй, самой масштабной образовательной инфраструктурой, которая охватывает весь жизненный цикл подготовки специалиста, начиная от системы ранней профориентации и заканчивая повышением квалификации специалистов с высшим образованием.


Цифровая трансформация железнодорожной отрасли стала новым вызовом, так как требует развития у железнодорожников принципиально новых компетенций, выходящих за рамки классической системы подготовки. Центр цифровых компетенций, который начнет свою работу в Iквартале 2022 года, станет ответом на этот вызов.
Новые роли
Современные технологии меняют и сам образовательный процесс на всех уровнях, также помогая сократить разрыв с реальностью. Электронные учебники с интерактивными возможностями, всевозможные онлайн-ресурсы, огромная база знаний в открытом доступе – все это значительно расширяет инструментарий и учителя, и ученика.
Алексей Горбачев
заместитель руководителя фонда «Талант и успех», руководитель учебно-методического центра

«Сейчас достаточно распространено мнение, что преподаватель как таковой уже не нужен, потому что всю информацию можно найти в Интернете. Это большое заблуждение: учитель все равно остается ключевым элементом образовательного процесса, говорим ли мы о школе или о системе профессиональной подготовки кадров для крупной корпорации.
Ни один образовательный курс в Интернете, каким бы интерактивным и продвинутым он ни был, не сможет зажечь слушателя, вдохновить его, убедить в правильности выбранного направления развития».
Другое дело, что роль преподавателя действительно изменилась под воздействием прогресса. Еще совсем недавно он выступал в качестве источника знаний – сейчас он в большей степени должен быть воспитателем, наставником, своего рода фильтром в действительно огромном потоке информации, который сейчас обрушивается на человека. Он должен помочь правильно расставить приоритеты в ее получении, исходя из конкретных потребностей и способностей каждого конкретного своего ученика.

Еще одна важная функция, из-за которой точно нельзя будет заменить искусственным интеллектом живого человека в обозримом будущем, – это обратная связь. Машина сможет сказать ученику, что он выполнил задание неправильно. Продвинутая машина даже сможет сказать, в каком именно месте он допустил ошибку. Но только человек сможет объяснить, почему он ее допустил, на что нужно обратить внимание, чтобы избежать этого в будущем.
Совместные усилия

Мотиватор, наставник, воспитатель, фильтр знаний, немного психолог и футурист – таков далеко не полный перечень новых компетенций, которыми должен обладать современный преподаватель.
Алексей Горбачев
заместитель руководителя фонда «Талант и успех», руководитель учебно-методического центра
«Как и бизнес, система образования испытывает дефицит кадров, обладающих нужными компетенциями. Взаимодействие с корпорациями помогает решить и эту проблему.

Холдинг ОАО «РЖД», его научно-исследовательская структура ОЦРВ активно участвуют в образовательном процессе – подготовлено несколько обучающих модулей для университета «Сириус», IT-колледжа. Эксперты от железнодорожной отрасли выступают наставниками в наших больших образовательных проектах: «Сириус.Лето» и «Большие вызовы». Не сомневаюсь, что новый центр цифровых компетенций откроет новые возможности для нашего взаимодействия, направленного на эффективную подготовку кадров для меняющейся на глазах экономики».